В конце 80-х годов уже прошлого столетия, я строил себе первый большой и просторный, как тогда и мечтал, дом в нынешней, уже, черте Киева. Комплекс тесных советских квартир и коммуналок присущ каждому человеку моего и старшего поколения. Поэтому дом мой был огромным, с высоченными потолками, просторными комнатами, перетекающими пространствами, эркерами, вторым светом и прочими архитектурными изысками, в полной мере присущими и нынешнему индивидуальному строительству. Строила, собственно говоря, бригада строителей. Я же был «Застройщиком», - т.е. идея, эскиз, планировка, обеспечение материалами, согласования, и пр. Сегодня, основное количество частных домов, строится точно так же. Тогда я, как и большинство сейчас, не задумывался над экологическим качеством материалов, из которых строил, над оптимизацией теплопотерь (вспомните, сколько стоил газ и электроэнергия в 1988-1991 г.г.). Главным для меня тогда было количество квадратных метров в моём доме и придуманная мной планировка. В том доме я, к счастью, не живу.
Значительно позже, в силу служебных обязанностей в области альтернативных и возобновляемых источников энергии, и как человека любознательного, меня заинтересовали физические процессы, протекающие в доме. Изучив их, начал присматриваться к современным дворцам и виллам, быстрыми темпами возводимым вокруг Киева. И понял, что, несмотря на стремительно увеличивающееся многообразие современных строительных материалов и технологий, жив и торжествует в каждом из нас советский комплекс неполноценности тесных малогабаритных квартир и дешевой энергии. Из современных материалов строят такие же, с виду шикарные (в меру индивидуального культурного развития) и огромные дома, как строил и я. Но такие же ущербные. Очень точно подметили это иностранные архитекторы, высказав в разговоре своё мнение: «Вы строите не жилые дома, а токсичные термосы или роскошные склады-холодильники».
Вы не замечали, проезжая по окрестностям больших и малых городов, сколько стоит уже заброшенных кирпичных коробок с зияющими провалами окон и признаками запустения? А ведь немалые деньги вложены в такое количество бетона, кирпича, котлованов, работы техники и прочее. По сути, большая часть этих денег зарыта в землю и выброшена на ветер. А среди готовых, недавно построенных домов, редко встречаются строения, вызывающие своей архитектурой уважение, а не сожаление и недоумение.
В наше сознание прочно внедрен сформированный назойливой рекламой стереотип строительства современного коттеджа – кирпич, пенобетон, газобетон, минвата, утеплённая мансарда, паро и гидробарьеры, блок-хауз, пластиковый сайдинг, 2-3, а то и 4 этажа, большое количество комнат, ламинат на полу, кафель. Наилучшим вариантом отопления считается газовый котел с автоматикой, электрические или водяные «теплые полы», водяные конвекционные радиаторы, электробойлеры. Кровля обязательно металлочерепица или битумная черепица типа «Катепал». В более дешевом варианте «еврошифер», - прессованный картон, пропитанный фенолформальдегидом. Вот к этому и стремятся практически все «Застройщики». И большинство из них в холодные зимы перебираются из своих коттеджей в городские квартиры с централизованным отоплением или усиленно отапливают 1-2 комнаты (из 7-9 имеющихся), где отдыхают, едят и спят. Те же, кто отапливает весь дом, видимо может себе позволить столь дорогостоящее удовольствие - обогревать окружающую среду. В доме-термосе из пенополистирола на отопление тратится меньше, но и дышать в таком доме, особенно зимой, значительно тяжелее и вреднее. У нас получается так, что высокая капитальность наружных стен (бетон, кирпич, шлако-пено-и др. блоки) сочетается с крайне невысокой энергоэффективностью и экологией, что создает большие проблемы в эксплуатации и в самочувствии жильцов. А реклама нам постоянно преподносит новые и новейшие технологические решения и разработки. Как, например, построить дом, в котором нет воздуха и какую потом установить систему кондиционирования, вентиляции, озонации, ионизации, увлажнения и пр.
|